Нестандартные объекты: маяки, станции депо

Нестандартные объекты: маяки, станции депо

Если вы думаете, что недвижимость — это только про квартиры, дома и торговые площади, то у нас для вас есть пара приятных сюрпризов. Добро пожаловать в мир странных, диковатых, но чертовски интересных объектов — таких, как маяки, старые станции депо, диспетчерские вышки, водонапорные башни и прочие закоулки, которые больше похожи на музей, чем на инвестиционный инструмент. Но, как ни странно, вложения в такие штуки не только существуют, но и иногда оказываются весьма прибыльными. Если, конечно, подойти с умом и не бояться слова «реновация».

Почему люди вообще покупают маяки и депо

Потому что это круто. Шутка. Хотя нет, не шутка. Согласитесь, когда у вас в портфеле маяк, вы уже не просто инвестор. Вы — романтик с бизнес-планом. Такие объекты покупают по разным причинам: кто-то мечтает открыть нестандартный отель, кто-то делает арт-пространство, кто-то прячет там душу своего внутреннего реставратора. А кто-то просто ищет недооценённую локацию, чтобы потом продать её втридорога.

У подобных объектов есть своя публика. Люди устали от банальности, особенно в туризме. Они хотят пожить не в отеле-муравейнике, а, например, в здании, где сто лет назад отправляли поезда в Владивосток. Или встречали корабли на Балтике. И готовы за это платить.

Что можно найти на рынке нестандартной недвижимости

О, там сокровищ побольше, чем в сундуке у пирата. На открытых торгах и у частных собственников иногда всплывают такие экземпляры, что не веришь глазам:

  • Старые маяки на побережье, часто с участком, с которого видно три разных климатические зоны.
  • Здания бывших депо и железнодорожных станций, иногда ещё с вагонными мастерскими.
  • Бывшие пожарные вышки, водонапорные башни и сторожевые посты.
  • Административные здания эпохи раннего модерна, которые выглядят как декорации к фильму.
  • Объекты связи — например, старые телеграфы или радиовышки, которые продаются как «здание с антеннами».

Часть из этого находится в ужасном состоянии, но в этом-то и суть: цена низкая, а потенциал — высокий, если вы не боитесь пыли, штукатурки и толстой папки документов.

Как зарабатывать на таких объектах

Есть несколько сценариев, и каждый из них по-своему безумен, но логичен.

Туризм и отели

Никто не отменял желание пожить в башне или в поезде. Маяк легко превращается в бутик-отель, особенно если рядом море. Здание станции — в модный лофт-хостел или винтажный мотель. Главное — вложиться в атмосферу и сделать правильную подачу.

Аренда под творческие пространства

Художники, дизайнеры, музыканты — они обожают места с историей. Арендовать бывший телеграф под мастерскую? Снять старый вокзал под галерею? Запросто. Тут срабатывает фактор «вау» — мало кто может себе позволить офис в здании с кирпичной кладкой 1903 года и табличкой «Пароходство Российской Империи».

Продажа после реставрации

Если у вас есть терпение и команда нормальных проектировщиков, можно вложиться в восстановление, оформить по всем правилам и через годик продать объект мечтателям или готовому бизнесу. Да, затратно. Но и маржинально. Особенно если место удачное.

Что обязательно учесть, прежде чем лезть в эту авантюру

  • Проверка назначения. Нельзя просто так взять и прописаться в маяке. А вот открыть в нём кафе — теоретически можно.
  • Согласования. Даже если здание не является памятником, чиновники попросят у вас стопку бумаг, прежде чем вы поставите там унитаз.
  • Инфраструктура. Некоторые объекты находятся где-то на краю географии, без дорог, газа и водопровода. Красиво — да. Практично — не всегда.
  • Соседи. Иногда это местные жители, иногда — дикая природа. И те, и другие могут быть… активными.

Когда это точно не стоит делать

Инвестиции в нестандартные объекты — это не пассивный доход. Это история для тех, кто любит погружаться. Если вы ищете доход 15% годовых с гарантией и ничего не хотите делать своими руками, лучше пройти мимо. Тут надо любить заморачиваться, искать редкие элементы интерьера, уговаривать местных электриков, переписывать техпланы и ездить в комитет по охране памятников. Но зато и результат — как у художника после двух лет над картиной. Или провал, если переоценили себя.

Плюсы, которые не лежат на поверхности

  • Вы получите уникальный актив. Второго такого нет, и вряд ли будет.
  • Репутация — это серьёзно. Объекты с историей хорошо ложатся в пресс-релизы, соцсети и даже в кино.
  • Возможно, вы спасёте кусочек архитектурного наследия. А это, между прочим, дорогого стоит.

И всё-таки — стоит ли оно того

Стоит, если вы человек с идеей и чуть-чуть с авантюризмом. Маяки, башни, станции — это не просто стены. Это объекты с характером. Их надо чувствовать, в них надо влюбляться, и тогда они отвечают взаимностью — в виде гостей, арендаторов и крепкой инвестиционной отдачи.

Для тех, кто не боится странного, нестандартного и слегка заброшенного — это шанс оставить после себя не просто доход, а настоящую историю. Ну и, конечно, неплохую прибыль. Главное — не перепутать рубильник от прожектора с входом в подвал. Вы же теперь владелец маяка. Уважайте профессию.